Хороль - служили вместе... - Историю пишем сами
На борту:
100 Лет Русской морской авиации 85 лет морской авиации ТОФ 17 гвардейский ИАП
169 гвардейский Рославльский ТБАП - МРАП 304 гвардейский ОДРАП 169-й гвардейский ОСАП 341-я гвардейская ОМРАЭ  
141-й гвардии МРАП 310 ОПЛАП ДД 724 ОИП РТБК 3723-я АБ ВВС ТОФ      

САЙТ СОДРУЖЕСТВА

ХОРОЛЬ - СЛУЖИЛИ ВМЕСТЕ
начало форум регистрация вход
Авиагарнизон Хороль - аэродром авиации ВВС - Морской авиации КТОФ АС "Цветной", восточный запасной космодром МКК "Буран" Россия, Приморский край 44° 27' 03,6''N 132°07' 27,9''E QNH 95,23 м,
1951 2017
НАВИГАЦИЯ
ВОЙТИ НА БОРТ


КАТЕГОРИИ РАЗДЕЛА
Авиагарнизон Хороль (АС "Цветной") [3]
История авиагарнизона
169-й ТБАП-МРАП [0]
История 169-го Рославльского - пишем сами
304-й Гвардейский ОДРАП [3]
История 304-го полка - так же пишем сами!
Матчасть [3]
Важная категория. Иногда ведь хочется рассказать с каким оборудованием пришлось работать, для чего такое. Опять же можно проследить технический прогресс...
Вооружение [1]
Чем вооружались ТТХ, и т.д. - Оружие победы так сказать
ПОИСК по САЙТУ
КАЛЕНДАРЬ НОВОСТЕЙ
«  Февраль 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728
  Историю пишем сами  
Главная » 2017 » Февраль » 5 » Ту-95РЦ – аналогов в мире нет --> Продолжение
Ту-95РЦ – аналогов в мире нет --> Продолжение
12:57

Сергей МОРОЗ

Второй этап Совместных государственных испытаний прошел с мая по декабрь 1963 года. В ходе «этапа Б», или «этапа Заказчика», экипажами летчиков-испытателей НИИ ВВС были подтверждены заявленные характеристики МСРЦ «Успех» в работе совместно с корабельным оборудованием и ракетами. Ими было выполнено 22 полета общей продолжительностью 212 часов 57 минут, включая полеты на максимальную дальность и продолжительность. Однако ряд дефектов пришлось внести в «список №1» как влияющие на безопасность полета, и Генеральный конструктор был обязан немедленно устранить их. И только когда Туполев отчитался о проделанной работе, а его доклад был подтвержден дополнительными испытаниями, система «Успех» и самолет Ту-95РЦ были приняты на вооружение ВМФ СССР Постановлением Совмина от 30 мая 1966 года.

Но, благодаря своевременно принятому опережающему решению начать подготовку серийного производства самолета и всех компонентов нового оборудования до завершения испытаний, уже в 1963 году завод №18 сдал головной Ту-95РЦ №63МРЦ001. До конца года было построено еще две таких машины. Конечно, за спешку пришлось заплатить: впоследствии для Ту-95РЦ было выполнено рекордное для всего семейства «девяносто пятых» количество работ по бюллетеням промышленности, лишь благодаря которым самолет достиг нормального уровня надежности и эксплуатационной пригодности и был действительно способен выполнить боевую задачу в любое время и в любом месте Мирового океана.

Серийный выпуск самолета Ty-95PЦ

Год выпуска

1963

1964

1965

1966

1967

1968

1969

Число поставленных

3

4

10

10

10

10

5

В производстве разведчик-целеуказатель получил «открытое» название «изделие ВРЦ» (впрочем, в документах встречалось обозначение «ВЦ» или «МРЦ»). Все серийные машины получили оборудование дозаправки топливом и радиотехническую систему встречи с танкером, а также централизованную заправку. В дополнение к станции РТР СРС-4 «Квадрат-2» в фюзеляже установили аппаратуру СРС-5 «Вишня», СРС-6 «Ромб-4А» и СРС-7 «Ромб-4Б» — и теперь экипаж самолета мог прослушивать все диапазоны частот, используемых кораблями вероятного противника. Часть самолетов комплектовалась помеховой системой «Резеда», устанавливавшейся вместо кормовой стрелковой башни.

До 1969 года Куйбышевским авиазаводом было сдано 52 серийных «изделия ВРЦ», после чего выпуск «самолета В», то есть всего семейства Ту-95, был закрыт. Куйбышев некоторое время строил дальний противолодочный самолет Ту-142, который был спроектирован на базе Ту-95РЦ, а затем передал документацию и значительную часть оснастки на Таганрогский машиностроительный завод имени Георгия Димитрова, а сам переключился на гражданские авиалайнеры Ту-154.

Изучение нового самолета личным составом Морской Авиации началось в 1962 году на базе ОКБ-156 в Москве и завода №18 в Куйбышеве, куда первыми были командированы летчики, штурманы и операторы БРЭО. Как правило, это были командиры частей и подразделений. Их задачей было освоить самолет настолько глубоко, чтобы затем самим вводить в строй своих подчиненных. Это было непросто, так как в те годы у многих офицеров не было за плечами не только военных академий, но даже высшего инженерного образования. Однако они со своей задачей справились блестяще, в чем была несомненная заслуга и их самих, и гражданских специалистов, проводивших их обучение.

Лидером в освоении Ту-95РЦ стал 392-й отдельный дальний разведывательный авиационный полк (ОДРАП) ВВС Краснознаменного Северного Флота, базировавшийся на аэродроме Кипелово (Федотово) в Вологодской области. Его сформировали специально под новую технику и укомплектовали личным составом как из частей Морской Авиации, так и летчиками, пожелавшими перевестись из полков Дальней Авиации ВВС.

В освоении самолета темп задавал его командир полковник И. Ф. Гладков. Он ранее служил в Дальней Авиации на бомбардировщиках Ту-95, имел большой налет и разносторонний опыт в эксплуатации этого самолета, а также проявил незаурядные организаторские и педагогические способности. Приняв первые два Ту-95РЦ в конце 1964 года, через два года полк имел десять экипажей, полностью подготовленных ко всем видам боевого применения. Ввод в строй новых экипажей сдерживался лишь недостатком самолетов и скудной на первых порах учебной базой. Она создавалась в полку своими силами из вышедших из строя и непригодных к дальнейшей боевой эксплуатации блоков аппаратуры. Лишь позже промышленность начала давать в строевые части Морской Авиации учебные комплекты подсистем, входивших в МСРЦ «Успех».

Боеготовность части подтвердили большие учения Северного Флота. В августе 1966 года самолеты 392-го ОДРАП обеспечили целеуказание стразу трем атомным подводным ракетным крейсерам пр. 675 в ходе боевых стрельб в Баренцевом море. Количество единовременно эксплуатируемых Ту-95РЦ в полку в отдельные периоды доходило до двадцати пяти, а в зону ответственности входила западная часть Северного Ледовитого океана и вся Атлантика.

Функции системы «Успех» постоянно расширялись, чему способствовала непрерывная доработка по бюллетеням радиопромышленности всего парка Ту-95РЦ, находившегося в эксплуатации. В частности, была обеспечена выдача первичного целеуказания кораблям, имевшим не только ракетные комплексы П-6 и П-35, но и другие. Правда, загоризонтное наведение самих этих ракет «нерасчетных типов» через радиоканалы МСРЦ «Успех» при этом не выполнялось. Это существенно повысило боевые возможности советского ВМФ, корабли которого к тому времени имели много различных ракетных комплексов с разными системами наведения. Экипажи были натренированы настолько, что практически одновременно могли «обслужить» два и больше разнородных ракетных комплекса. А ведь это требовало координации действий экипажей и самолета, и кораблей с точностью до 15…30 секунд, а иногда и четче!

Вот конкретный пример такой операции. Как мы уже говорили, одной из основных задач Флота была борьба с авианосцами. В ходе командно-штабных учений «Север» в 1968 году авианосную ударную группу (АУГ) изображали крейсер «Октябрьская Революция» и два эсминца. Экипаж Ту-95РЦ обнаружил «АУГ противника» с дальности свыше 300 км и навел на нее три корабля-ракетоносца из 170-й бригады эскадренных миноносцев КСФ. Они ракетным ударом по квадрату нахождения АУГ дезорганизовали ПВО группировки, а «добил» главную цель атомный подводный крейсер пр. 675, который произвел тактическую (т. е. без пуска, но с работой всех радиосредств, кроме ГСН ракет) залповую стрельбу четырьмя ракетами. Боевые стрельбы по мишеням также были выполнены с оценкой «отлично».

Вслед за Краснознаменным Северным систему «Успех» стал получать и Тихоокеанский Флот.

В 1965 году на базе 567-го Гвардейского морского ракетного авиаполка в составе ВВС ТОФ был сформирован 304-й ОДРАП. Сдав ракетоносцы Ту-16, гвардейское знамя и квартиры в Украинке (станция Серышево-4, Амурская область), полк перебрался на аэродром Хороль в Приморском крае. Там он перевооружился Ту-95РЦ, получив не менее 23-х таких самолетов.

Сразу после ввода в строй для экипажей полка начинались суровые будни холодной войны, а тогда тихоокеанцы летали практически в боевой обстановке. Шла «малая», но крайне напряженная война во Вьетнаме, и американцы постоянно проводили тренировки очередной «смены» с боевыми стрельбами в открытом море. Бывало, что такие упражнения в демонстрационных целях выполнялись прямо у наших погранзон. Воды вдоль побережья Индокитая и трассы переходов своих кораблей США неоднократно пытались объявить запретными, а СССР эти демарши, как водится, игнорировал. Позиция советского руководства соответствовала мировому праву и международной морской практике, но «вероятный противник» вел себя предельно жестко, и летчикам-тихоокеанцам надо было иметь воистину железные нервы, чтобы не поддаваться на его провокации и выполнять поставленные перед собой задачи.

И эти задачи с успехом выполнялись. Первую победу над американским флотом 304-й полк одержал 2 декабря 1966 года, найдя в океане единственный тогда в США атомный авианосец «Энтерпрайз», спешивший к берегам Вьетнама. Перехватить корабль удалось на второй день после его выхода из своей базы без «опоры на агентурные данные», что было очень неплохо. Естественно, нашему союзнику Демократической Республике Вьетнам немедленно была предоставлена вся необходимая информация.

Американцы для налетов на объекты ДРВ и «тропы Хошимина» использовали два удаленных друг от друга района базирования авианосцев. С позиции «Янки Стэйшн» у берегов Южного Вьетнама удары наносились по южной части «тропы» в Южном Вьетнаме и Камбодже, а также по базам партизан вьетконга, а с северной позиции «Дикси Стэйшн» бомбили непосредственно территорию Демократической Республики Вьетнам и «тропу» в джунглях Лаоса. Узнав, куда прибыл самый мощный американский авианосец, командование ПВО смогло оперативно и правильно распределить свои весьма ограниченные силы: авианосец пошел на южную позицию — и дополнительные зенитные части немедленно были переброшены туда, а караваны с оружием и продовольствием для вьетконга в северной части «тропы» пошли по более короткому пути.

Участвовали Ту-95РЦ и в поисково-спасательных операциях Флота. К сожалению, они на море не редки, а появление атомного оружия и кораблей-атомоходов сделало их еще более сложными и ответственными. В 1968 году не вернулся из дальнего похода ракетный подводный крейсер К-129 из состава 15-й эскадры Тихоокеанского Флота с тремя баллистическими ракетами на борту. Чтобы найти его самого или место предполагаемой катастрофы, в расчетный район были направлены корабли ТОФ, в поисках приняли участие вертолеты и самолеты, в том числе Ту-95РЦ и из тихоокеанского 304-го ОДРАП, и из 392-го полка ВВС Северного Флота. Ничего найти не удалось, но через пять лет после инцидента экипажи самолетов Ту-95РЦ засекли в районе предполагаемой гибели К-129 подозрительную активность американцев. В открытом море на плавучем якоре стояло судно-катамаран «Гломар Эксплорер» и вело какие-то работы. Облет его произвели несколько экипажей Ту-95РЦ и Ту-16Р, некоторое время в районе нахождения «Эксплорера» патрулировал наш сторожевой корабль, но тоже ничего особенного не обнаружил. Официально это судно было построено для добычи золота на морском дне, и эпизоду не придали должного значения. Лишь в конце восьмидесятых годов выяснилось, что в это время американцы как раз производили подъем советской субмарины, чтобы изучить находящиеся на борту ракеты с малогабаритными термоядерными боевыми частями и вскрыть секретные коды радиосвязи. Лодку нашли, зацепили, но при подъеме она переломилась. Отсек с тремя ядерными ракетами вновь грохнулся на дно, а носовую часть с секретной документацией и телами нескольких членов экипажа удалось вытащить. Вскрылось и то, откуда американцы так точно узнали место гибели К-129 — причиной катастрофы стало столкновение с американским атомоходом «Суордфиш» в результате намеренно опасного совместного маневрирования.

К концу 60-х годов система «Успех» прочно вписалась в стратегию и тактику нашего Флота. Без участия Ту-95РЦ не могли обойтись и в первых глобальных маневрах советских Вооруженных Сил «Океан» в 1970 году. В полете продолжительностью 22 часа с дозаправками в воздухе восемь самолетов авиации Северного Флота вскрыли обстановку в широком секторе от Норвежского моря до крайнего запада Атлантики, обойдя Скандинавию и достигнув широт полуострова Новая Шотландия (45-я параллель, граница Канады и США) и Канарских островов. Одновременно шесть Ту-95РЦ 304-го ОДРАП на Тихом океане появились у Филиппин. Эффектным завершением этих учений был перелет двух экипажей 392-го полка на Кубу, что положило начало длительному присутствию Ту-95РЦ на Острове Свободы. Точкой их базирования стал аэродром Хосе-Марти.

В 1970 году Ту-95РЦ впервые появились и над Индийским океаном. Один такой самолет обеспечил успешные боевые стрельбы подводного крейсера К-7 капитана II ранга Г. А. Хватова. Выпущенная с его борта крылатая ракета 4К88 поразила специально развернутые в специально закрытом для мореплавания районе нейтральных вод уголковые отражатели с предельной дальности.

В 1971 году разведчики-целеуказатели начали осваивать еще один закордонный аэродром — Конакри в Экваториальной Гвинее, Западная Африка. Они обеспечивали действия ракетоносных сил советского флота, развернутых в военно-морской базе Луанда (Ангола) и нацеленных на Южную Атлантику — район, ранее для СССР совершенно недоступный. Вскоре СССР получил право пользоваться в Луанде и добротным аэродромом, сооруженным стараниями португальских колонизаторов и оказавшимся вполне пригодным для базирования Ту-95РЦ.

Преодолев многие организационные трудности, проблемы акклиматизации личного состава и освоив полеты в сложных (не проще нашего Севера) условиях тропиков, морские летчики поставили под наблюдение обширные океанские районы. За регулярность появления над кораблями НАТО в открытом море американцы прозвали Ту-95РЦ «восточным экспрессом». Информацию, которую стало получать командование, трудно переоценить, а что говорить о моральном эффекте от появления самолета с красными звездами над своим кораблем где-нибудь на траверзе мыса Доброй Надежды?!

В 1972 году Ту-95РЦ впервые выполнили посадку на аэродром Бербера в Сомали. Там стали создавать капитальную флотскую базу, которая держала бы под прицелом весь Индийский океан. Но отношения с этой неспокойной страной вскоре изменились, наш Флот был вынужден уйти оттуда навсегда, и огромные средства были «вбуханы» туда впустую. Рассматривалась идея использовать аэродромы Эфиопии. Но эта восточно-африканская страна, из-за которой мы, собственно говоря, и поссорились с Сомали, охотно принимала безвозмездную помощь, а сама помогать нам не захотела. Более ровно складывались отношения с Вьетнамом.

В 1980 году, после вьетнамо-китайской войны, вступило в силу соглашение об аренде Советским Союзом объектов, обустроенных в свое время еще американцами, — крупной морской базы и аэродрома Камрань в самой восточной части побережья страны. Для переброски в Индокитай 169-й Гвардейский смешанный авиаполк вывели из состава 25-й морской ракетоносной авиационной дивизии ВВС ТОФ и переформировали. Эта авиационная часть получила Ту-16 в нескольких модификациях, транспортные Ан-12 и даже истребители МиГ-23, но основную силу составляли дальние самолеты противолодочной обороны Ту-142 и разведчики-целеуказатели Ту-95РЦ. Ареной действий полка стали Тихий океан вплоть до Австралии и весь Индийский океан. Боевые задачи, стоявшие перед 169-м Гв.САП были весьма разнообразны, но главной была морская разведка, в том числе и «охота за авианосцами». И это с успехом делалось.

Экипажам Ту-95РЦ приходилось выполнять задания не только в военных целях. Одним из интереснейших моментов в их биографии стали полеты на обнаружение мест приводнения спускаемых аппаратов лунных космических кораблей «Зонд», посадка которых выполнялась в Индийский океан. Первый полет советского «лунника» показал, что за ним тщательно следили не только из Звездного городка, и после приводнения американский военный корабль сделал попытку выловить плававший на поверхности воды аппарат. Чтобы не допустить попадания секретной техники в чужие руки, необходимо было обеспечить максимально быстрое обнаружение спускаемого аппарата и осуществить наведение на него кораблей подбора. Сделать это с достаточной оперативностью можно было только с высоты 8 000…9 000 м, дававшей радиогоризонт порядка 500…600 км.

Взлетевший на Кавказе (ближайшим подходящим аэродромом была база Ту-95 Дальней Авиации Моздок) самолет Ту-95РЦ мог «достать» до самого южного района возможной посадки «Зонда» лишь с дозаправкой. После предварительных тренировок на слетанность 21 сентября 1968 года из Моздока взлетела первая пара разведчик Ту-95РЦ — танкер 3M-II, за ней с интервалом в один час шли следующее с таким расчетом, чтобы к моменту входа спускаемого аппарата в атмосферу первый самолет был у самой удаленной точки посадочного коридора, а последний — у самой ближней.

Полет самолетов проходил над территорией нашего Закавказья и Ирана, с которым был заключен соответствующий договор. Над Оманским заливом танкеры «отдавали» 20 т топлива и поворачивали обратно, а Ту-95 продолжали свой путь. Экипаж головного Ту-95РЦ командира 392-го ОДРАП ВВС Северного Флота И. Ф. Гладкова визуально обнаружил снижавшийся под парашютом спускаемый аппарат, засек его позывной и навел на место приводнения судно подбора. Двадцать второго сентября «Зонд» был без помех поднят на его борт. К сожалению, советским космонавтам не суждено было ступить на Луну. Программа была прекращена, вернулись к повседневной боевой службе и танкеры из Энгельса, и морские разведчики Ту-95РЦ из Кипелово.

Основной задачей экипажей самолетов разведки и целеуказания по-прежнему оставалось обеспечение применения ракетного оружия подводными и надводными кораблями ВМФ СССР. Достичь фактора внезапности, обеспечив не только выполнение боевой задачи, но и не дав противнику поразить свой корабль, можно было только выполнив пуск с максимальной дальности.

Для этого корабль должен был своевременно получить информацию о составе, координатах, курсе и скорости цели, а в момент пуска самолет должен был занимать строго определенное положение. Как правило, цель при этом находится вне видимости собственных локаторов корабля. И все это надо выполнять не над прибрежным полигоном, а над любой точкой Мирового океана — в глобальном масштабе. Несложно представить, что значит свести в одной точке на расстоянии многих тысяч километров от родных берегов корабль и самолет. Проводились эксперименты по загоризонтному наведению крылатых ракет с помощью отражения радиосигналов от верхних слоев атмосферы, но они не давали достаточной вероятности того, что процесс не прервется в самый критический момент.

Система «Успех» рассматривалась как временная мера до ввода в строй морской космической системы разведки и целеуказания (МКРЦ) 17К114 «Легенда», радиоэлектронную часть которой разрабатывал тот же киевский НИИ «Квант» под руководством Т. Е. Стефановича. Она должна была включать несколько десятков одновременно функционирующих искусственных спутников Земли, выполнявших задачи радиотехнической и радиолокационной разведки, а также целеуказания. Ее главным элементом стал спутник 17Ф16 с бортовым радиолокатором двухстороннего бокового обзора для обнаружения надводных целей, а также аппаратурой, обеспечивающей загоризонтное наведение на них крылатых ракет по алгоритму, подобному тому, что использовался в системе «Успех», но на качественно новом уровне, обеспеченном цифровой вычислительной техникой. Длительное питание всей аппаратуры спутника обеспечивали не обычные солнечные батареи, а ядерная энергетическая установка. Выведение на орбиту ИСЗ 17Ф16 обеспечивала ракета-носитель «Циклон-2», разработанная в Днепропетровском КБ «Южное».

Сложность поставленной задачи, трудности и неудачи, обрушившиеся на советскую космонавтику после звездных побед начала шестидесятых, привели к тому, что испытания первой крылатой ракеты комплекса П-500 «Базальт», наведение которой планировалось вести с помощью МКРЦ «Легенда», пришлось начать без орбитального компонента. Лишь в 1973 году состоялся первый испытательный запуск спутника 17Ф16, а в 1975-м — системы в целом. В 1978 году она была принята на вооружение, причем было реализовано наведение с ее помощью и уже принятого на вооружение «Базальта», и новейших крылатых ракет комплекса П-700 «Гранит». В апреле-мае 1982 года фактические возможности МКРЦ «Легенда» по обнаружению целей в глобальном масштабе были проверены в успешной операции, целью которой было отслеживание перемещений английской эскадры в район Фолклендских (Мальвинских) островов и ее боевых действий против Аргентины.

Спутники системы «Легенда» обращались на низких, высотой до 280 км, орбитах, и для того чтобы система работала во всепланетном масштабе, их должно было работать единовременно достаточно много. Но из-за дороговизны аппарата обеспечить это удавалось не всегда, потому даже с вводом в строй МКРЦ система «Успех» не утратила своей актуальности. В режиме целеуказания без ретрансляции она могла работать совместно с новейшими ракетными комплексами «Базальт», «Гранит», «Прогресс» и другими. Комплексом П-500 «Базальт» были перевооружены, например, девять атомных подлодок 675-го проекта, его ставили на новейшие надводные корабли — ракетные крейсера «Слава», тяжелые авианесущие крейсера типа «Киев». Атомные крейсера типа «Киров», авианесущие корабли нового поколения (проект 1143.5 и другие), начало которым должен был положить «Адмирал Кузнецов», а также атомные подводные ракетоносцы проекта 949А вооружались комплексом П-700 «Гранит». Согласовывалась с системой «Успех» и работа новых комплексов морского ракетного оружия «Москит», «Оникс» и других, проектирование которых было начато в восьмидесятых годах.

И в новом качестве необходимость для Флота и высокая эффективность Ту-95РЦ и системы «Успех» была подтверждена на многочисленных учениях. В 1983 году на полигоне Балтфлота у мыса Таран под флагом Министра обороны Д. Ф. Устинова прошли исследовательские учения по тактике использования высокоточного оружия (ВТО) во фронтовых и флотских условиях. Отрабатывалось применение ВТО малой (60 км), средней (120 км) и большой (до 350 км) дальности с использованием МРСЦ «Успех» в операции по воспрепятствованию высадке десанта и в противодействии минным постановкам противника. По сценарию учений, для обороны заданного района побережья был развернут береговой ракетный полк, имевший на вооружении системы «Редут» и «Рубеж», представлявшие собой модификации корабельных комплексов П-35 и П-15.

В море вышли катера проекта 206МР с ракетами «Термит» комплекса П-15, пр. 1241 с ракетами 3М80 «Москит» и пр. 1234.1 с УР «Малахит», а также подводная лодка проекта 651 с крылатыми ракетами 4К44 комплекса П-6. На береговом командном пункте установили «прибор 4-Н», который позволял принимать данные от МСРЦ и отображать на индикаторах кругового обзора обстановку. Для разведки района и выдачи целеуказания с аэродрома Кипелово был поднят один Ту-95РЦ из состава 392-го ОДРАП ВВС Краснознаменного Северного Флота.

Так как учения проходили в районе оживленного международного судоходства, было решено выполнять боевые стрельбы только на минимальную дальность. Первая атака была произведена катерами пр. 206МР, осуществивших пуск 3-х ракет «Термит» по данным бортовой РЛС «Рангоут», затем — пр. 1241, выпустившим два «Москита». Третью атаку выполнили катера пр. 1234.1 ракетами П-120 «Малахит» по данным своей БРЛС «Гарпун». Все ракеты попали в цель, причем особую эффективность продемонстрировала УР 3М80 «Москит».

Подводная лодка пр. 651 должна была выполнить пуск по данным, полученным с борта Ту-95РЦ. Она включила аппаратуру приема целеуказания «Касатка», всплыла и подняла контейнеры с крылатыми ракетами в боевое положение, но из-за неисправности на ее борту пуск не состоялся. Экипаж Ту-95РЦ быстро перешел на целеуказание береговому ракетному полку, расчеты систем «Редут» и «Рубеж» которого выпустили по одной крылатой ракете. Наведение выполнялось непосредственно станциями, развернутыми на берегу, обе ракеты попали в цель. Но при тактических пусках была подтверждена и полная возможность загоризонтного наведения ракет «Редут» по каналам МСРЦ «Успех» в условиях тесной Балтики с ее изрезанной береговой линией и перегруженным многочисленными пользователями эфиром. Зона обзора МСРЦ «Успех» составила более 400 км, Министру обороны Устинову это очень понравилось, он сказал, что видит на индикаторе половину Балтийского моря.

С 11 по 22 июля 1985 года под непосредственным руководством Главкома ВМФ СССР проводились командно-штабные учения сил Северного и Балтийского Флотов, а также оперативной группы Черноморского Флота на тему «Подготовка и ведение операции флота по нарушению океанских и морских коммуникаций противника с началом войны на Атлантическом ТВД». В учениях участвовало около 30 атомных подлодок, противоавианосная дивизия КСФ во главе с атомным крейсером «Киров», дивизия дизельных подводных лодок, два отдельных противолодочных авиаполка дальнего действия на самолетах Ту-142 и Ил-38, два полка дальних разведчиков ВВС КСФ, вооруженных Ту-95РЦ и Ту-16Р, морской ракетоносный авиаполк Ту-22М, а также стратегические разведчики Ту-95МР из 106-й ТБАД Дальней Авиации. Из кораблей Черноморского Флота были сформированы силы обозначения противника — «авианосная ударная группа» (АУГ), а также «конвои» КОН-1 и КОН-2. Участвовали в учениях и ракетоносцы Ту-95 Дальней Авиации.

Конвой КОН-1 был обнаружен самолетом Ту-95МР в Атлантике, на него было последовательно наведены две ударных группы по паре атомных подводных крейсеров в каждой. Через сутки Ту-95РЦ нашел и КОН-2. На него была наведена третья пара ПЛА и вторая пара, из атаковавших перед этим КОН-1. При этом были использованы скоростные возможности атомоходов, которые удалось переразвернуть на большое расстояние за короткое время.

«Авианосную ударную группу противника» перехватил экипаж атомной подводной лодки проекта 705 на Исландско-Фарерском рубеже и передал ее координаты на нее барражирующий самолет-разведчик Ту-16Р. Тот в свою очередь выдал первичное целеуказание на пуск крылатых ракет подводной лодке 949-го проекта и самолетам Ту-22М2. Ими была проведена боевая стрельба по мишеням, в ходе которой было израсходовано 40 ракет. По ее результатам было определено, что для гарантированного поражения авианосца достаточно попадания 9 ракет с фугасно-кумулятивной боевой частью. Завершающую атаку на АУГ провела противоавианосная дивизия надводных кораблей.

Итог маневров был положительным, но учения показали необходимость замены существующей системы управления новой, интегрированной по всем видам сил и средств. Морская система разведки и целеуказания «Успех» могла обнаруживать крупные радиоконтрастные цели. Но ее возможности необходимо было повышать, так как уже имелись конкретные данные о том, что в США и других странах НАТО ведутся работы по применению технологии «стелс» в военном кораблестроении. Бортовая аппаратура Ту-95РЦ могла передавать полученную информацию о координатах цели, обеспечивая начальное целеуказание практически любому ракетному комплексу с крылатыми ракетами надводного старта, стоявшему в то время на вооружении ВМФ СССР. Но обеспечивать загоризонтное наведение большинства типов крылатых ракет так, как «Успех» взаимодействовал с ракетами 4К88 и 4К44, он не мог из-за несовместимости с цифровыми системами управления современных изделий.

Назрела необходимость модернизации МСРЦ «Успех» путем внедрения цифровой вычислительной техники и унифицированного программного обеспечения, способного обеспечить эффективное взаимодействие комплексов любого типа. В СССР уже серийно строились ЦВМ типа «Орбита», «Аргон» и другие для самолетов ВВС, флот эксплуатировал цифровые компьютеры на Ту-142, имелись ЦВМ и для корабельных и береговых пунктов управления, соответствующие средства связи и визуализации обстановки. Были, наконец, и новые РЛС, которые можно использовать для модернизации обзорной части комплекса «Успех», и помехозащищенные цифровые каналы передачи данных. Однако вместо ожидавшейся капитальной доработки парка Ту-95РЦ последовало непродуманное и поспешное решение о полной замене МСРЦ «Успех» на не прошедшие полного цикла испытаний спутниковые системы глобальной разведки и целеуказания «Легенда» и «Касатка». Да, идеи, заложенные в их основу, действительно были передовыми в свое время, да, они открывали бы перед нашим Флотом новые возможности, но по своей надежности они пока не были готовы к строевой эксплуатации, да и средств на развертывание соответствующей орбитальной группировки не оказалось.

Но было одно обстоятельство, которое объективно стимулировало командование Флота форсировать списание Ту-95РЦ — по аварийности он входил в пятерку «лидеров» среди морских ЛА всех типов, а по числу жертв на борту оказался на первом месте в Авиации ВМФ. Среди погибших на самолете этого типа оказались и пионер его освоения командир 392-го отдельного дальнего разведывательного авиаполка ВВС Северного Флота полковник Иван Федорович Гладков и его экипаж — ночь на 3 сентября 1971 года унесла жизни одиннадцати человек. Разбилось 8 самолетов этого типа — 15% от числа построенных. «Изделие ВРЦ» оказалось самым неблагополучным из всех модификаций Ту-95 и аналогичных Ту-142. Среди конструктивно-производственных недостатков (К.П.Н.), ставших причиной трагедий, было два случая отказа двигателя и один — системы управления рулем направления. Внесли свою лепту и те суровые погодно-климатические условия, в которых приходилось работать экипажам над океанскими просторами, а также пресловутый «человеческий фактор».

В середине восьмидесятых при проведении капремонтов стали выявлять трещины в нижних панелях крыла, пришлось их заказывать на заводе и менять на многих «бортах». Это также подтолкнуло командование ВМФ к решению о списании всего парка машин и передаче их функций самолетам Ту-142, так как орбитальные средства не проявили себя достаточно хорошо, заслужив прозвище «немых». Планировался и переход на автономные высокоточные ракеты с системой наведения с элементами искусственного интеллекта, которые сами были бы способны выполнять поиск, обнаружение и ранжирование целей в заданном районе без команд оператора.

Наш герой, в отличие от всех других модификаций Ту-95, крайне редко участвовал в каких-либо показушных мероприятиях. «Последним парадом» для него оказался «визит доброй воли» командующего Тихоокеанским Флотом США адмирала Чарльза Ларсона во Владивосток в 1990 году. Заокеанские «друзья» впервые увидели вблизи машину, которую столько раз провожали тревожным взором с капитанских рубок своих кораблей в океане. И они не скрывали своего восхищения, с видимым удовольствием позируя фотографам на фоне «русского медведя».

Снять самолет Ту-95РЦ и систему «Успех» с вооружения запланировали уже в конце 80-х, но еще несколько лет они продержались в строю в труднейшее время горбачевской «перестройки» и ельцинского «полураспада». Их эксплуатация держалась на голом энтузиазме офицеров, которым начали задерживать зарплату, отключать отопление и свет. Но время было неумолимо. Исправные еще машины приказным порядком выводились в резерв, с них постепенно демонтировалось все, что было можно применить на еще летавших бортах и Ту-142, налет экипажей становился все меньше, наконец, карьера «Успеха» закончилась в полном забвении на дальних стоянках баз разделки. А вся та чудо-техника, которая должна была заменить «Успех» и обеспечить эффективное применение морских крылатых ракет точечного загоризонтного наведения в строевых частях, до сих пор не появилась. Так закончилась летная жизнь уникального самолета, не имеющего аналогов в мировой авиации
Категория: 304-й Гвардейский ОДРАП | Просмотров: 146 | Добавил: Буржуй | Теги: | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Архив записей
СПУ
Внимание, работает МРСЦ УСПЕХ
Онлайн всего: 1
Гости: 1
Экипаж: 0




    

MRJ © 2017 Конструктор сайтов - uCoz